Сергей Гончаров: «Забота об обществе – наша ответственность»
Генеральный директор торговой сети «Пятёрочка» Сергей Гончаров — о том, как магазин у дома помогает в поиске пропавших людей, зачем развивать проекты по технологии food-drive и стимулировать ответственное потребление покупателей

Весной прошлого года в магазинах «Пятёрочка» запустились первые «Островки безопасности». Считаете ли вы успешным этот пилотный проект, и будет ли он развиваться в будущем?

Можно смело говорить о том, что наш совместный проект с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» и Центром поиска пропавших людей оказался успешным и эффективным. Это уже не пилот – «Островок безопасности» теперь есть во всех магазинах нашей сети от Сибири до Кавказа. Почти 50 тысяч сотрудников магазинов «Пятёрочка» прошли специальный тренинг и теперь умеют определять дезориентированных людей и знают, как действовать, чтобы им помочь. Благодаря нашему проекту более чем 280 человек вернулись домой к своим близким. Иногда люди, увидев информацию в магазине, записывали телефон горячей линии в свой телефон и, потерявшись, звонили на нее с просьбой о помощи. Мы видим, что наши сотрудники тоже понимают важность и пользу проекта: были случаи, когда они помогали не только в самом магазине, но и увидев дезориентированного человека на улице, провожали его в магазин и вызывали специальные службы.

— Какие ещё социальные проблемы, по вашему мнению, может решать торговая сеть – не просто выделяя бюджет на благотворительность, а создавая инфраструктуру?

Прекрасный пример – наш социальный проект «Корзина доброты», который мы реализуем совместно с фондом продовольствия «Русь» с 2015 года. X5 первой среди российских ритейлеров создала инфраструктуру для оказания продовольственной помощи малоимущим по технологии food drive.

Каждый год в различных городах нашего присутствия мы проводим продовольственные марафоны, во время которых все желающие могут приобрести в наших магазинах продукты с длительным сроком годности. Из них формируются наборы. X5 берёт на себя все организационные расходы, связанные с проведением акций – обеспечение инфраструктуры, логистики и т.д. Кроме того, мы дополняем корзины недостающими позициями, чтобы все продуктовые наборы были равноценными. После этого волонтёры фонда передают их адресно нуждающимся людям. За время существования проекта в магазинах X5 было собрано более 417 тонн еды, продовольственную помощь получили около 44 000 семей более чем в 45 городах страны.

В конце ноября мы провели в Москве общегородской марафон «Корзина доброты», чтобы собрать продовольственную помощь для одиноких пенсионеров. Марафон прошёл более чем в 900 магазинах «Пятёрочка» и позволил собрать около 43 тонн продуктов питания и бытовой химии. Из них было сформировано более 7000 наборов для нуждающихся пожилых людей.


За время существования проекта в магазинах X5 было собрано более 417 тонн еды, продовольственную помощь получили около 44 000 семей более чем в 45 городах страны
— Топ экопроблем, беспокоящих россиян, возглавляет проблема отходов. Ставит ли бренд «Пятёрочка» перед собой цели по снижению объёмов мусора, вывозимого на свалки?

«Пятёрочка», как главный магазин у дома, является местом совершения ежедневных покупок для большого числа потребителей. Мы осознаём масштаб нашего воздействия на окружающую среду и стремимся снизить нагрузку на экологию.

Во-первых, «Пятёрочка» отправляет на переработку 100% пластика, картона, бумаги и других видов непищевых отходов, которые образуются в результате логистических операций и ежедневной работы магазинов.

Во-вторых, мы не раздаём бесплатные пластиковые пакеты на кассе. А в качестве альтернативы одноразовым пакетам предлагаем нашим гостям многоразовые сумки. Чтобы стимулировать покупку экосумки из необработанного хлопка, мы начисляем за неё двойные баллы на карту лояльности «Выручай-карта». Кроме того, осенью 2019 года в «Пятёрочке» появились в продаже многоразовые мешки для взвешивания овощей и фруктов.

В магазинах в новой концепции, которые мы активно открываем по всей стране, мы используем покупательские корзины, изготовленные из переработанного пластика.

В десяти «Пятёрочках» в Москве можно воспользоваться фандоматом — специальным автоматом по сбору использованной пластиковой и алюминиевой тары для её последующей переработки. Пилотный проект мы запустили прошлым летом в Москве совместно с компанией Coca-Cola. За каждую сданную бутылку или алюминиевую банку фандомат выдаёт купон со скидкой 15% на покупку ряда напитков компании Coca-Cola во всех наших магазинах. Обслуживание фандоматов, вывоз собранной тары на пункты переработки и вторичная переработка осуществляется нашим партнёром. Тем самым мы предлагаем нашим покупателям ещё одно практическое решение, помогающее обеспечить раздельный сбор отходов.

Мы стремимся к тому, чтобы как можно большая доля использованных материалов стала сырьём для вторичной переработки, и как можно меньшая – мусором, отправляемым на свалку. Мы постоянно прорабатываем различные сценарии по снижению объёмов упаковочной тары, в том числе с нашими поставщиками. Они предполагают как развитие категории «товары без упаковки», так и использование многоразовой и перерабатываемой упаковки.

— А как быть с пищевыми отходами?

Все пищевые отходы, образующиеся в процессе деятельности магазинов, передаются сторонним компаниям для утилизации и захоронения.

При этом мы ищем возможности и пилотируем технологии передачи пищевых отходов для дальнейшей переработки. «Пятёрочка» запустила пилотный проект по передаче нереализованной пищевой продукции, утратившей товарный вид или форму до истечения срока годности, для дальнейшей переработки в корма для животных. Мы планируем, что к апрелю 2020 года к проекту подключатся все магазины сети, и «Пятёрочка» будет отдавать на переработку около 70% такой продукции. Это решение принято по итогам пилотного проекта, который длился 10 месяцев и проходил практически во всех регионах присутствия «Пятёрочки». В рамках пилота до 30% потенциальных пищевых отходов, которые могли бы образоваться в более чем пяти тысячах магазинов, передавались партнёрам для последующей переработки.

Для этого в «Пятёрочке» был запущен дополнительный бизнес-процесс, предусматривающий раздельный сбор части нераспроданной продукции в отдельную тару и её ежедневную передачу партнёру.

«Пятёрочка» запустила пилотный проект по передаче нереализованной пищевой продукции, утратившей товарный вид или форму до истечения срока годности, для дальнейшей переработки в корма для животных
— Нужно ли ритейлерам становиться более социально и экологически ориентированными, существует ли запрос на это со стороны потребителей?

Ответ однозначный — да! Мы считаем нашей ответственностью и обязанностью заботиться о том мире, где мы живём и работаем. Если говорить о «Пятёрочке», то забота об обществе – часть нашего обновлённого ценностного предложения. Всё больше гостей магазинов «Пятёрочка» разделяют идеи ответственного потребления, заботы об экологии и помощи нуждающимся. Поэтому для нас важно поддержать эти стремления и предоставить больше возможностей для реализации этих идей.