«100% упаковки L'Oréal станет пригодно для повторного использования или переработки»
Генеральный директор L'Oréal Group в России и СНГ Клаудио Кавикьоли рассказал о «сухих» заводах с замкнутым циклом водопользования, о люксовой косметике в многоразовых флаконах и других решениях, способных изменить рынок
L'Oréal Group — крупнейшая компания в косметической индустрии. При этом ее лидеры убеждены, что внимание к устойчивому развитию может идти рука об руку с экономическим успехом: с 2005 года производство выросло на 33%, а выбросы парниковых газов, напротив, снизились на 73%.
— Как компания L'Oréal Group пришла к своей глобальной программе устойчивого развития и в чем ее основная суть?
— Программа L'Oréal "Sharing Beauty With All", принятая в 2013 году — важная веха в многолетних обязательствах по корпоративной ответственности. Ее цель — трансформировать группу, предоставив больше возможностей для повышения экологической ответственности и позитивного социального вклада.

Еще в 1979 компания L'Oréal начала работать над реконструированной кожей, способной заменить тестирование косметики на животных. В 1995 группа учредила лабораторию экологических исследований. Что касается социальной ответственности, в 2002 году мы стали одной из самых первых компаний, начавших проводить социальный аудит поставщиков. В 2007 году был основан Фонд L'Oréal.

В 2013 году президент и председатель правления L'Oréal Жан-Поль Агон и совет директоров признали устойчивое развитие ключевым элементом бизнес-стратегии группы. Тогда и была принята программа устойчивого развития до 2020 года «Sharing beauty with all» с измеримыми целями по снижению негативного воздействия на всех этапах: от разработки продукта до дистрибуции, от добычи сырья до производственных процессов.
С 2005 года углеродный след группы L'Oréal снизился на 73%. Чтобы снизить выбросы была повышена энергоэффективность объектов — заводов, административных и исследовательских центров. На многих также используется биотопливо, энергия ветряных и солнечных электростанций.
К концу 2017 года 24 объекта L'Oréal были углеродно-нейтральными. Также для снижения выбросов углекислого газа в компании внедряют низкоуглеродные практики сельского хозяйства (например, агролесоводство) и принципы ответственного лесопользования, которое предполагает восстановление лесов и поддержание их продуктивности.

Источник: Sharing Beauty With All, 2017 progress report
Не так давно из средств L'Oréal исчезли пластиковые микрогранулы, способные причинять ущерб обитателям водоемов. А как быть, к примеру, с одноразовыми влажными салфетками, которые не разлагаются в окружающей среде?
— Безопасность продукта для окружающей среды на разных стадиях его жизненного цикла — приоритет для L'Oréal. Кроме того, мы обращаем внимание на растущую обеспокоенность потребителей составами наших средств. Поэтому все наши ингредиенты и продукты соответствуют самым строгим требованиям в мире — требованиям Евросоюза.
Что касается влажных салфеток, то L'Oréal уже начала тестировать компостируемые материалы, которые разлагаются, будучи выброшенными вместе с твердыми отходами, а также материалы, подверженные быстрому биоразложению в условиях канализации. Эти свойства позволяют материалам разлагаться в сроки, вполне совместимые с сохранением окружающей среды.
В 2014-2016 годах в компании была разработана платформа SPOT, содержащая данные об экологическом следе всех ингредиентов, упаковки, процессов производства и транспортировки для каждого продукта, а также о воздействии продукта, которое он оказывает на сообщества, вовлеченные в его производство.
Появился первый в отрасли инструмент, способный рассчитать социальный и экологический след косметики. Сейчас эксперты L'Oréal используют его для модернизации продуктов: к 2020 году 100% продуктов компании должны иметь улучшенный экологический или социальный профиль.

Источник: Sharing Beauty With All, 2017 progress report
— Потребители все чаще интересуются, где и как производят те или иные ингредиенты. Планирует ли L'Oréal открыто отвечать на такие вопросы?
— Вы правы, все больше исследований показывают рост приверженности потребителей продукции ответственных компаний. Правда, озвученные в ходе опросов намерения пока не всегда напрямую отражаются на покупках. В результате усилия, которые мы предпринимаем, не всегда вознаграждаются потребителем. Нам нужно объяснять людям важность тех или иных продуктов с точки зрения устойчивого развития, делать их более желанными для покупки. Это особенно важно для таких продуктов, как косметические.

Поэтому мы хотим обеспечить доступ к информации об экологических и социальных характеристиках наших продуктов; например, марка Garnier недавно начала четко указывать происхождение ингредиентов на этикетке продуктов. Марки L'Oréal также проводят коммуникационные кампании с социальным и экологическим смыслом. Например, уже сейчас в фирменных магазинах Kiehl's можно сдать на переработку пустые пластиковые баночки из-под продуктов бренда и получить скидку за участие в этой инициативе.

К 2020 году L'Oréal разместит в открытом доступе всю информацию об экологических и социальных характеристиках каждого продукта, чтобы каждый потребитель мог принять решение о покупке более осознанно и информированно.
— От миллиардов проданных продуктов остаются миллиарды баночек и коробочек. Здесь две проблемы: трата природных ресурсов на производство упаковки и огромные свалки, где эта упаковка пролежит сотни лет. Что с этим можно сделать?
— Наша цель заключается в том, чтобы использовать меньше сырья для производства упаковки, генерировать меньше отходов после ее использования, а также тратить на весь процесс меньше электроэнергии. В 2007 году L'Oréal приняла ответственную политику в сфере упаковки, основанную на трех основополагающих элементах, известных как «три R»:
Respect — уважение к окружающей среде. Для бумажной, картонной или деревянной упаковки мы стремимся использовать только сырье, добытое из ответственно управляемых лесов с сохранением биоразнообразия. На уровне группы в 2017 году вся наша картонная упаковка, 97% инструкций, вложенных в упаковку, и 89% бумаги и картона, используемых в точках продаж были произведены из сырья с экологической сертификацией FSC или PEFC.
Reduce — снижение объема использованных ресурсов за счет оптимизации размера и веса упаковки. Упаковка большого размера и многоразовая упаковка, пригодная для повторного наполнения, также помогают снизить потребление сырья.

Replace — замена традиционных материалов альтернативами из переработанного или возобновляемого сырья. В 2017 году на мировом уровне мы использовали 7294 тонны переработанной упаковки вместо первичного сырья.
В 2017 году в рамках поддержки инициативы Science Based Targets (SBTi) L'Oréal поставила перед собой новые цели:
▪ к 2020 году по всему миру увеличить долю вторично переработанного пластика или пластика, произведенного из возобновляемых ресурсов, в упаковке наших продуктов до 50%;

▪ к 2025 году на уровне группы добиться, чтобы 100% пластиковой упаковки было пригодно для повторного использования, вторичной переработки или компостирования. Это значительно снизит использование ископаемого сырья и поможет поддержать циклическую экономику.

Наши эксперты активно развивают тему повторно используемой упаковки с целью снижения ее экологического следа.
Например, в 2017 марка Lancôme разработала многоразовый стеклянный флакон объемом 50 мл для своего средства для ухода за кожей лица Absolue L'Extrait. При этом вес флакона снизился на 39%. Использование такого флакона и двух сменных блоков вместо трёх полноценных флаконов средства снижает воздействие упаковки на окружающую среду на 58%
— Что интересного в плане устойчивого развития происходит на российском заводе L'Oréal?
— Российский завод в Калужской области недавно стал третьим в мире «сухим заводом» L'Oréal Group: пресная вода на нем расходуется только для изготовления продуктов и для повседневных нужд сотрудников. Вся вода для уборки и мытья оборудования после использования проходит специальные очистные сооружения, после чего 95% ее вновь возвращается в цикл.

Новая часть завода успешно прошла процедуру оценки по самой жесткой системе сертификации экологического и энергоэффективного строительства зданий в мире и получила сертификат LEED v4 уровня Platinum от Американского совета по зеленому строительству. Это наивысший уровень оценки, подтверждающий применение самых эффективных и экологичных методов проектирования и строительства, а также приверженность компании принципам устойчивого развития.

Мы также планируем дальше развивать инициативы по использованию переработанного пластика в упаковке средств.
— Что происходит с отходами производства?
— На российском заводе мы отдаем 47,4% образовавшихся отходов компании, которая сжигает их в пиролизных печах и получает энергию для отопления. 31,3% отходов — таких, как паллеты и бочки из-под сырья — используется повторно, а 21,3% — перерабатывается. Мы очень гордимся этими достижениями. В ближайшем будущем мы планируем перерабатывать больше — например, сдавать на переработку картонные коробки, чтобы использовать их для изготовления новых коробок.
С момента запуска программы «Sharing beauty with all» выбросы CO₂ на заводе L'Oréal в Калужской области снизились на 55%, потребление воды на единицу продукции — на 82%, а объем отходов, вывозимых на свалку, достиг нуля. 10% всей электроэнергии, потребляемой заводом, покрывает собственная солнечная электростанция.
Всего в 2017 году 96% промышленных отходов на заводах L'Oréal было использовано повторно, переработано во вторсырье либо сожжено с выработкой энергии. Однако технология мусоросжигания с получением электроэнергии неоднозначна с экологической точки зрения: её критикуют за трату потенциально полезного вторсырья.

Источник: L'Oréal
— Участвуют ли сотрудники в реализации программы, важно ли это для них?
— Наши сотрудники играют важную роль в реализации программы устойчивого развития. Каждый год мы проводим исследование, чтобы узнать уровень удовлетворенности сотрудников разными аспектами деятельности компании. И в 2016, и в 2017 годах 87% сотрудников сказали, что были хорошо осведомлены о деятельности компании в сфере устойчивого развития и гордятся ее результатами.
Реализация программы Sharing Beauty with all потребовала от компании серьезных организационных изменений. С 2017 года департамент устойчивого развития докладывает о результатах своей работы напрямую генеральному директору L'Oréal Жан-Полю Агону.
А работа каждого бренд-менеджера и регионального руководителя стала оцениваться и по таким критериям, как улучшение экологического и социального профиля продуктов, коммуникация с покупателями в сфере устойчивого развития, вклад бренда или региона в экологические активности.

Источник: интервью Александры Палт, директора по устойчивому развитию L'Oréal
— И все-таки, как насчет тестирования косметики на животных? L'Oréal его проводит или нет?
— L'Oréal не тестирует ни один продукт или ингредиент на животных и вот уже более 30 лет находится на передовой по разработке и внедрению альтернативных методов. С 1979 года L'Oréal воспроизводит модели человеческой кожи в лабораториях для проведения оценку безопасности продукции in vitro в качестве альтернативы тестам на животных В 1989 году L'Oréal полностью прекратила тестирование своих продуктов на животных — за 14 лет до того, как этого потребовало европейское законодательство.

Тем не менее, некоторые органы здравоохранения могут самостоятельно принимать решение об испытаниях на животных тех или иных косметических продуктов — как это до сих пор происходит в Китае. L'Oréal является самой активной компанией, работающей с китайскими властями и учёными на протяжении более 10 лет для того, чтобы альтернативные методы тестирования были признаны в стране, и чтобы позволить косметическому законодательству развиваться в сторону полного и окончательного отказа от тестирования на животных.
Благодаря этому с 2014 года ряд продуктов, которые производятся и продаются в Китае, больше не тестируются на животных — среди них шампуни, гели для душа и некоторые средства декоративной косметики
Мы обращаем внимание на эволюцию потребностей и ожиданий наших потребителей, и потому недавно запустили веганские линейки — Botanéa и Source Essentielle. Без сомнений, через 15 лет индустрия косметики будет выглядеть иначе, примет на себя еще больше социальной и экологической ответственности. И мы гордимся тем, что наша компания будет в авангарде этого движения.