«Мобильный» волонтер спасает детей
Как благодаря СМС компания «Билайн» совместно с «Лиза Алерт» привлекла к поиску пропавших людей более 30 тысяч новых волонтеров
«Потеряться — не значит пропасть»
Конкурс — Effie Awards Russia 2019

Номинация — Positive Change/Вклад в общество и устойчивое развитие
Награда — Золото
Бренд — Билайн и «Лиза Алерт»
Основное агентство — Contrapunto
Начать действовать как можно скорее
Согласно данным МВД, ежегодно по всей России пропадает около 120 тысяч человек, в том числе от 15 до 20 тысяч несовершеннолетних. Кого-то находят живыми и невредимыми, но судьба многих так и остаётся неизвестной.
Очень важно начинать действовать как можно раньше: поиски в первые три часа с момента исчезновения гарантируют 95% успеха
Чтобы принять участие в поиске людей, часто не требуется специальных навыков — нужны желание и свободное время. Чтобы привлечь людей, находящихся в зоне поиска, и помочь им подключиться к поисковым мероприятиям, мобильный оператор «Билайн» разработал для поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» удобный механизм СМС-информирования. Пользователь мог оставить заявку на сайте lizaalert.beeline.ru, чтобы стать добровольцем и получать актуальные данные.
Государственная система поиска несовершенна. У полиции не хватает ресурсов и поисковых механик, а операции по поиску и спасению взрослых людей осуществляются по остаточному принципу.
Григорий Сергеев, руководитель крупнейшего в России добровольческого поиского-спасательного отряда «Лиза Алерт»
Цели кампании
  • Привлечь к поискам пропавших как можно больше людей и побудить их оставить заявку на участие в волонтерской программе (план — 10 тысяч заявок).

  • Привлечь добровольцев, располагающих обширными знаниями об области поиска и свободным временем (пенсионеры, мамы с малолетними детьми, женщины в декрете, люди с ограниченными возможностями здоровья).
  • Преодолеть психологический барьер неравнодушных людей, которые не видят удобного для себя формата участия или считают себя недостаточно квалифицированными для волонтерской деятельности.
Аудитория
Широкая аудитория небезразличных людей, которые задумывались и хотели бы принять участие в поисках пропавших, но считали, что ничем не могут помочь. Пол, возраст, уровень дохода и занятости значения не имеют.
Идея
Донести до людей, что помочь найти пропавших может каждый.
Воплощение
На основе актуальных запросов интернет-пользователей эксперты компаний создали алгоритм, позволяющий найти потенциального волонтера с полезными навыками. Например, человек, ищущий информацию по запросу «чем заняться в декрете» или «тест на аналитический склад ума», мог бы отлично справиться с ролью информационного координатора в отряде. На основе этого была реализована кампания персонализированной контекстной рекламы.
Цели устойчивого развития, которым отвечает проект:
  • Цель № 11: устойчивые города и населенные пункты
    Обеспечить открытость, безопасность, жизнестойкость и экологическую устойчивость городов и населенных пунктов
  • Цель № 10: партнерства в интересах устойчивого развития
    Укрепить средства осуществления и активизировать работы в рамках глобального партнерства бизнеса и волотнтерской организации
Сложности в реализации кампании
Многие хотят помочь, но лишь немногие решаются. Главный барьер большинства людей звучит так: «Я не могу прямо сейчас выехать на место событий и начать „прочесывать“ местность, так как работаю/сижу дома с детьми/не имею физической возможности». Как правило, последнее относится к пенсионерам, женщинам в декрете или людям с ограниченными возможностями здоровья.

Также люди часто считают себя недостаточно компетентными, чтобы быть полезными для участия в волонтерских мероприятиях.

При этом эксперты выявили в числе волонтеров нехватку таких специалистов, как поисковики на транспортных средствах (автомобиль/мотоцикл/квадроцикл), информационные координаторы, операторы поискового центра. Зачастую эти навыки не требуют специальной длительной подготовки.
Основные каналы коммуникации
Интерактивный/онлайн маркетинг
— медийная реклама
Мобильные телефоны/планшеты
 — коммуникации на основе информации о местоположении
Расходы
В 2018 году (год проведения кампании): от $ 100 до $ 300 тысяч. За год до проведения кампании: от $ 100 до $ 300 тысяч.
Результаты
Высочайшая конверсия переходов и регистрации в проекте. За девять месяцев работы проекта на сайт было совершено 542 тысячи переходов, что на 44% больше запланированного показателя.
Более 30 тысяч новых зарегистрированных добровольцев, что втрое превысило прогноз. К отряду присоединились в том числе люди, чье участие в активной социальной жизни традиционно ограничено: с инвалидностью, пенсионеры, мамы в декретном отпуске.
Положительная динамика поисковых операций. В 2018 году 77% заявок на поиски людей с участием волонтёров завершилось счастливым сообщением «Найден. Жив!».
Преодоление психологического барьера. Рекордное количество участников в три раза превышающее KPI демонстрирует не только успешность эффективного контакта, но и донесение социальной значимости проекта до аудитории.

Кроме того, удалось привлечь других операторов к партнерству с отрядом «Лиза Алерт». Благодаря поддержке компании «Билайн», поисково-спасательный отряд стал крупнейшим независимым волонтерским проектом в России.

Текущее развитие движения и сложность решения задач требует более масштабного вовлечения бизнеса, обладающего уникальной экспертизой и технологиями, в построении комплексной системы поиска пропавших в масштабах всей страны.

Осознавая это, «Билайн» и «Лиза Алерт» в открытом письме предложили всем мобильным операторам объединить усилия для систематизации поискового движения. Чуть позднее председатель ПСО Григорий Сергеев сообщил, что руководство отряда уже подписало соглашение о сотрудничестве с оператором «Мегафон».