Вторая жизнь бутылки газировки
Как Coca-Cola в России реализует стратегию «Мир без отходов» и отправила на переработку 50 тысяч тонн отходов (в том числе 27 тысяч тонн пластиковых бутылок)
Клиент — «Кока-Кола Софт Дринк Консалтинг»
Партнеры проекты — фонд «ЭРА», всероссийское экологическое движение «ЭКА», группа компаний «Экотехнологии»
Период кампании — ноябрь 2016 — настоящее время
Лидеры рынка выбирают переработку
К 2030 году компания Coca-Cola планирует отправлять на переработку 100% потребительской упаковки, выпускаемой на рынок, а объем вторично переработанного пластика в составе новых бутылок достигнет 50%.

Эта тенденция наблюдается у лидеров отрасли: PepsiCo, Nestle, Danone и другие производители также поставили перед собой цели по сбору и переработке упаковки и намерены увеличить использование вторсырья.

Помимо стратегических целей в области устойчивого развития, наладить сбор и переработку отходов стимулирует законодательство. Согласно Ф З «Об отходах производства и потребления», с 2015 года производители платят экологический сбор за упаковку, подлежащую утилизации после утраты потребительских свойств.
Чтобы снизить платеж, нужно обеспечить вторичную переработку отходов упаковки. Подойдет и переработка эквивалента — в случае Coca-Cola, не только их собственной, но и любой другой ПЭТ-бутылки
Но как собрать 100% эквивалента выпущенной тары в стране, где инфраструктура раздельного сбора и переработки еще только зарождается?
Два направления работы программы «Разделяй с нами»
Создание инфраструктуры для сбора пластиковых отходов и их переработка:

Для реализации инфраструктурной части программы компания Coca-Cola заключила партнерство с группой компаний «Экотехнологии», в состав которой входит Тверской завод вторичных полимеров (ТЗВП) — один из немногочисленных и крупнейших заводов по переработке пластиковых отходов в нашей стране.

Партнерство также помогло наладить непосредственный сбор и вывоз отходов. Сегодня уже в 40 городах России установлено около 4500 контейнеров для сбора пластика: в ходе проекта в них собрали и отправили на переработку уже около 50 тысяч тонн отходов упаковки.
Развитие культуры ответственного обращения с отходами:

Просветительская часть проекта рассчитана на разные возрастные категории, включая школьников, студентов и взрослых. Более 700 тысяч учеников 7−11 классов и 14 тысяч учителей приняли участие в школьных интерактивных экоуроках серии «Разделяй с нами». 288 вузов и более 42 тысяч студентов приняли участие в одноименных экоквестах, причем 52 вуза уже внедрили раздельный сбор на постоянной основе.

Помимо этого, в 50 городах России прошли праздники «Экодвор», охватившие около 22 тысяч человек разного возраста. Эта часть проекта реализована при участии экологического движения «ЭКА» и фонда «ЭРА». Некоммерческие организации задействовали уникальный ресурс — федеральную сеть активно настроенных учителей, готовых проводить тематические экоуроки.
География проекта
Активно сотрудничая с властями, ГК «Экотехнологии» и компания Coca-Cola добились установки сетчатых контейнеров для сбора пластика в 40 городах России. Особенно успешно программа функционирует в Твери — здесь установлено уже 700 контейнеров, и их число планируется увеличить до 1200.

Отлично проявляют себя такие города, как Волгоград, Казань, Челябинск, Подмосковье, неплохо идет сбор пластика в Саранске и Йошкар-Оле. Собранный пластик доставляется в Тверь даже из Ингушетии, Дагестана, ведется работа с камчатским регионом. Даже при такой сложной логистике переработка пластика остается целесообразной и выгодной для компании Coca-Cola.
Путь бутылки шаг за шагом
Тверской завод вторичных полимеров действует уже 13 лет. Мусор сюда свозят из самых разных городов страны, в том числе и несортированный, собранный прямо на полигонах. Переработать смешанный, загрязненный мусор гораздо труднее, чем собранный раздельно, поэтому на ТЗВП к проекту Coca-Cola относятся с большим энтузиазмом. Этапы, которые проходит отслужившая бутылка, чтобы стать вторсырьем:

1. Доставка из контейнеров в прессовальный цех. Формировка компактных кип кубической формы, удобных для транспортировки.

2. Доставка на завод и раскиповка специальным разбивателем.

3. Отделение этикетки, мусора и грязи на нескольких дисковых и барабанных грохотах.

4. Ручная сортировка по четырем цветам и отбраковка.

5. Дробление.

6. Мойка и предварительное удаление металлических частиц при помощи магнитов.

7. Отжим на центрифуге.

8. Сушка.

9. Удаление основных металлических включений в комплексе магнитной сепарации, отделение черных металлов и алюминия.

10. Фасовка чистых хлопьев в бэги на продажу.

11. Доставка готового вторсырья производителям, которые используют его в составе стройматериалов, садового инвентаря, наполнителя для мягких игрушек и даже спортивную форму.
Сегодня мощности завода позволяют переработать пластик в непищевой гранулят: из него нельзя изготовить новую ПЭТ-бутылку для Coca-Cola, зато можно произвести цветочные горшки, подложку под линолеум, канцтовары, упаковочную ленту и многое другое. В свою очередь, эти изделия, уже не подлежат вторичной переработке.

Превращать отслужившую бутылку в новую, реализуя модель циклической экономики «от колыбели до колыбели», вскоре позволит вторая очередь ТЗВП. В этом случае Coca-Cola сможет добавить в свои новые бутылки вторсырье, собранное и переработанное в рамках собственного экологического проекта.